z_5fe749a9

«Я был обречен обучаться музыке». Интервью с Константином Плехановым.

«Рассчитывай только на себя, свой ум и талант».

Звук 298 Просмотра 0

Константин Плеханов

Музыкант

В сегодняшнем выпуске редакция журнала LevelUP расскажет про Константина Плеханова – музыканта, чья игра на скрипке способна растопить даже самое холодное и заледенелое сердце.

Константин долго и упорно шел к своей цели, но смог доказать всем, что он один из лучших альтистов современности. Любезно согласившись ответить на вопросы нашей редакции, Константин рассказал историю своего успеха, а также дал несколько советов для начинающих музыкантов.

«Знакомство с Константином».

1

Константин, что для Вас скрипка?

Скрипка или альт, на котором я играю, для меня — бесконечный повод совершенствовать себя. Это поиск моей личной гармонии, способ выразить в звуке то, что звучит внутри меня. Скрипка указывает на свое личное несовершенство и никогда не дает покоя, зато ей можно иногда заработать (улыбается).

С каким девизом Вы следуете к цели?

«Рассчитывай только на себя, свой ум и талант».

Ваше хобби?

Моя работа и есть мое хобби. Будь у меня больше времени, я бы мог строить, работать по дереву, заниматься ремонтом. Скрипач – это очень универсальная личность. Человек, научившийся играть на скрипке, сможет все.

Ваша формула успеха?

У меня нет четкой формулы, но в целом это личные способности, помноженные на трудолюбие, уверенность в себе и чуточку везения.

Каким Вы видите себя в скором времени?

Буду продолжать развивать свою джазовую карьеру, делать новые интересные программы.

«Я был обречен обучаться музыке».

2

Константин, в каком возрасте, и при каких обстоятельствах Вы познакомились с музыкой?

Мои родители музыканты, поэтому я был обречен обучатся музыке, но выбор инструмента остался за мной. Впрочем, как позже понял, из меня получился бы не плохой пианист. Мне всегда не хватало скрипки, хотелось играть на инструменте, который позволяет услышать всю гармонию, что и стало причиной началу регулярных занятий на рояле. Это потом помогло в освоении джаза. А на скрипку пошел в возрасте 8 лет, что является поздним сроком. В итоге пришлось перейти на альт, считается, что он проще.

Вам действительно показалось это интересным?

Да. Интересно то, что будоражит слух, что красиво само по себе. В музыке есть та необъяснимая магия, когда не нужно никаких специальных условий что бы получить сильнейшее впечатление, тот заряд эмоций, вдохновения, который заставляет тебя жить , искать , идти дальше, совершать новые дела. Музыка, если она присутствует в твоей жизни, никогда не даст тебе скучать, всегда будет наполнять ее (жизнь) смыслом. Иначе зачем мы живем?

Что стало отправной точкой в Вашем творчестве?

Трудно сказать. Творчество – это образ жизни. Скорее всего, отправной точкой явилось осознание того, что ты становишься профессионалом. Когда получается трудно остановится.

Когда Вы стали понимать, что музыка перестала быть просто увлечением?

Уже в 10 лет я знал, что я буду профессиональным музыкантом. Не представлял другого образа жизни. Может быть, поэтому я не понимаю многих, а многие не понимают меня. Порой мир для меня – сумасшедший дом.

В любом деле наступает момент, когда ты понимаешь, что необходимо подниматься на новый уровень. Как Вы решили этот вопрос?

Я стараюсь общаться с теми музыкантами, которые что-то из себя представляют. Мне повезло, что такие были и есть. Меня спасает любопытство. Мне всегда интересно, что они там нажимают на своих клавишах? И я всегда удивляюсь, что это интересно только мне. Я получал классическое образование, и классика казалась мне всегда не очень живым искусством, хотя нравилась, конечно.

Но, когда я слышу хороший рок или качественную популярную музыку, я не могу оставаться равнодушным. Мне всегда интересно, как это сделано? Если говорить о джазе, то этот жанр был вообще за гранью моего понимания. Что это? Из чего состоит? Этими вопросами я и задавался в период обучения в консерватории, разучивая классические концерты и сонаты. На сегодняшний день, занимаясь джазом профессионально, мне очень приятно осознавать, что я нигде джазу не учился, но занимался самостоятельно, глядя как это делают мои более «продвинутые» в джазе коллеги.

Какие трудности встретились на Вашем творческом пути?

Ответ на этот вопрос — плавное продолжение ответа предыдущего. Основная трудность — это информация. Где её взять? Со скрипкой все просто, у нас в стране еще пока существует фундаментальная система подготовки. Если делать всё поэтапно, ты рано или поздно станешь скрипачом. При условии ежедневных занятий по 2-4 часа в день, круглый год на протяжении 16-ти лет. В этом и состоит трудность. Нужно обладать некоей маниакальностью в характере. С этим понятно, но что потом? Вот в 24 года у тебя диплом о высшем образовании. Ты квалифицированный мастер. Приходишь с этим дипломом в симфонический оркестр (еще конкурс отыграй), а там зарплата 13 тысяч рублей.

И вот тут приходит понимание, что если хочешь остаться в профессии, тебе нужна ИНФОРМАЦИЯ. Как стать тем музыкантом, который востребован обществом, а не тем, каким тебя выпустили из консерватории. Многие, играющие исключительно классику музыканты очень быстро уходят из профессии в офисы — зарабатывать деньги.

Окончив консерваторию, я понял, что должен переучиваться на музыканта, играющего для более широкой аудитории, то есть ушел в рестораны, при этом продолжая играть в оркестре за небольшую зарплату. Если бы у нас в стране были эстрадные школы для скрипачей! Но такой дисциплины в наших вузах у нас еще нет, хотя лично для себя я этот жанр изобрел. Не знаю пока, как назвать: эстрадная, блюзовая или джазовая скрипка. Во всём мире этому давно официально обучают, у нас — нет. На сегодняшний день есть пара учеников в одном частном колледже. В настоящее время разрабатываю методику обучения импровизации на струнных, надеюсь со временем, возможно, создать такую школу, потому что вижу востребованность подобного у музыкантов.

Как происходило Ваше обучение игре на скрипке?

Долго и упорно. Это очень мучительный процесс. Физически и эмоционально. Учился я в Пскове до 18 лет, где школа похуже. Поступать решил в Санкт-Петербургскую консерваторию, это было нелегко. Понимал, что больших успехов в академической карьере не сделаю. Может, поэтому сделал джаз своим хобби, в результате стал этим зарабатывать.

Что Вы пытаетесь донести до слушателя?

Все просто. Я верю в свой инструмент. Его тембр и звук будто специально создан для джаза, он напоминает мне саксофон или трубу, только теплее, сакральнее. Понимая насколько это дикий эксклюзив (джазовый альт), я знаю, что не сразу найду своего слушателя, но, надеюсь, меня услышат мои молодые коллеги и захотят повторить мой опыт, развить традицию импровизации на струнных инструментах. В мире это достаточно редкое явление, не говоря о нашей стране. Смысл моего творчества в поиске нового.

В чем Ваша особенность как музыканта? Почему люди должны слушать Вашу игру?

Они не должны меня слушать, это я должен играть так, чтобы им хотелось купить мою пластинку. Если я буду уникален и убедителен, вопрос отпадет сам собой. Выделяюсь тем, что я единственный в мире джазовый альтист (улыбается).

Каким способом Вы распространяете свое творчество?

Это самый больной вопрос. Понятия не имею, как это делать. Надо находить возможности играть концерты, но как это делать — без понятия. Размещаю ролики в интернете.

Чем Вы порадуете нас в ближайшее время?

Новыми концертами. 1-го декабря состоится концерт в джазовой филармонии (Загородный 27). Программа называется «Концерт для двух скрипок» с Давидом Голощёкиным.

Советы для читателей LevelUP:

3

Константин, что Вы посоветуете тем, кто хочет связать свою жизнь с музыкой?

Задайте себе вопрос: насколько Вы любите это дело? И не ждите скорых результатов. Возможно, их не будет вовсе. Музыка – это в конечном итоге не работа, а служение.

Как начинающим талантливым ребятам зарекомендовать себя с лучшей стороны?

Не надо прятаться, нужно критически себя оценивать, но не молчать о себе. Заявлять сразу, как только почувствовал, что готов. Не ждать. Сцена – лучший учитель, но главная преграда — это непрофессионализм. Только настоящее мастерство и умение найдут успех. Бездарности могут блистать, но временно, для успеха необходим кропотливый труд, саморазвитие и интерес к своему делу.